Тверская область. Иностранные инвесторы осваивают регион.

Фильтры

Регион

Новости

Тверская область. Иностранные инвесторы осваивают регион.

Иностранные инвесторы осваивают регион. Покупка молочного холдинга «Ратмир» — факт в масштабах области не последний…

О причинах и последствиях этого процесса мы беседуем с Дмитрием Лебедевым, председателем постоянного комитета по бюджету и налогам Законодательного Собрания Тверской области и бывшим генеральным директором холдинга «Ратмир».

— Судя по появляющимся в СМИ сообщениям, иностранный капитал проявляет интерес и к другим преуспевающим тверским компаниям. Интерес иностранных инвесторов понятен, но почему на такие сделки идут успешно работающие местные производители?

— В первую очередь потому, что во всех отраслях экономики есть стремление к укрупнению — это общеевропейская тенденция, и России ее не избежать. Если говорить о пищевом рынке, то последний пример — приобретение акций Очаковского молочного завода компанией «Вим-биль-дан», которая уже сосредоточила в своих руках до 80% рынка молочной продукции. В этих условиях для многих — в первую очередь небольших — российских предприятий остро встает вопрос выживания. И единственный, на мой взгляд, путь — слияние с крупными концернами. Это доказывает мировой опыт.

— Какие негативные и какие позитивные последствия повлечет за собой приход иностранного капитала?

— На мой взгляд, приход иностранных инвестиций в Россию позволит смягчить для многих предприятий последствия предстоящего вступления нашей страны в ВТО. А оно может произойти уже в январе 2007 года. В противном случае мы можем ожидать разорения от 30 до 40% промышленных предприятий просто за счет низкой конкурентоспособности их продукции. Иностранные инвестиции дают возможность модернизировать производство, внедрить новые технологии. И главное, предприятия с участием иностранного капитала гарантированно не закроются при вступлении страны в ВТО: зарубежные компании уже купили «товар» и приложат все силы, чтобы он не потерял свою стоимость и в этих новых условиях.

Минусом же можно считать то, что всю нашу экономику с массовым приходом иностранного капитала ожидает очередная встряска, введение новых правил игры. Иностранные инвесторы не будут поддерживать нерентабельные предприятия.

— Сегодня большинство крупных предприятий заботятся о своих ветеранах, предлагают работникам пакет дополнительных социальных гарантий, развивают инфраструктуру населенных пунктов. Вряд ли это входит в планы иностранных инвесторов…

— Иностранные компании подходят к этой проблеме по-другому. Они вовремя и в полном объеме выплачивают все налоги и, как это принято на Западе, считают себя полностью выполнившими все обязательства перед государством, целиком предоставляя ему заботу о социальной сфере. Опыт показывает, что после прихода иностранных компаний налоговые сборы в регионах увеличиваются. Как это способствует росту социальной сферы — уже другой вопрос.

— А какая судьба ждет местных производителей сельхозпродукции? Ведь вполне может быть так, что в условиях укрупнения они окажутся невостребованными?

— Сейчас в области мы имеем ежегодное снижение производства в мясо-молочной отрасли на 10%. Ежегодно поголовье КРС снижается примерно на 10 тысяч голов. Исправить положение смогут только крупные инвестиции и переход на приемлемые качественные и ценовые стандарты. Конечно, при условии государственного регулирования. Это обычная практика для Евросоюза, где мясо-молочный рынок — один из самых регулируемых, а фермерам предоставляется не менее 15 видов государственных субсидий. Конкуренция и господдержка — две необходимые составляющие свободного рынка.

Участие иностранного капитала дает нашим предприятиям дополнительный шанс выжить и сохранить производство. Область также может помочь своим предприятиям через заключение инвестиционного меморандума с зарубежными компаниями — мы предоставляем вам следующие льготы, но взамен рассчитываем, что ваша деятельность будет направлена в выгодное для региона русло.

Думаю, что иностранный инвестор тоже будет предоставлять сельхозпроизводителям кредиты, помощь и так далее, и, возможно, даже в больших объемах, чем это делают сейчас российские компании. Но при этом он будет ожидать скорой отдачи от своих вложений. Поэтому опасения, что иностранные инвесторы предпочтут закупать сырье за рубежом, обоснованны. Все зависит от наших сельхозпредприятий — сумеют ли они производить необходимые объемы продукции, соответствующие стандартам качества и укладывающиеся в принятый коридор цен.

— Но все-таки, выживет ли в этих условиях сельское хозяйство области?

— Сейчас производители сельхозпродукции фактически брошены на произвол судьбы. Они производят молоко, мясо, зерно, но вывезти и продать его — задача практически непосильная. С приходом в этот сектор инвестиций может быть создана сеть приемных пунктов сырья в непосредственной близости от мест производства. Такая практика принята во всем мире, и для нашего мелкотоварного сельского хозяйства она особенно подходит. Планы по созданию такой сети еще только предстоит разработать. Она выгодна и производителям, имеющим гарантию сбыта своей продукции, и предприятиям, которые таким образом гарантируют себя от различных коллизий рынка: чем больше поставщиков, тем стабильнее снабжение производства сырьем.

— Не получится ли так, что иностранный инвестор сочтет более выгодным перепрофилировать производство? И вместо хлебокомбината или молокозавода он предпочтет развивать что-то совсем другое?

— На мой взгляд, опасаться этого не стоит. Если у предприятия есть ниша на рынке, если оно производит и успешно продает, скажем, кефир, то и при смене хозяев оно будет делать то же самое — никому не придет в голову переориентировать рентабельное производство на нечто новое. Увеличение рентабельности — да, снижение себестоимости — да, но не переориентация.

— Сможет ли регион обеспечить свою продовольственную безопасность, если значительная часть пищевой промышленности перейдет в руки иностранных компаний?

— Взгляните на прилавки наших магазинов — на них присутствуют товары из разных областей: молоко из Питера, сыр из Смоленска, мясопродукты из Московской области и так далее. Это до определенной степени гарантирует продовольственную безопасность региона: если местный производитель уйдет с рынка, его ниша будет немедленно занята кем-то другим.

— На какой рынок будут ориентированы предприятия с участием иностранного капитала — внутренний или внешний?

— Речь, конечно, может идти только о внутреннем российском рынке. Тем более что сейчас он развивается невиданными для Европы темпами — 20—30% процентов в год. При такой емкости внутреннего рынка продукция отечественной промышленности будет целиком поглощаться им. Именно эта особенность и привлекает иностранных инвесторов, поскольку гарантирует быструю окупаемость финансовых вложений. И для инвесторов выгодно продвижение уже существующих региональных брэндов на федеральный уровень. Инвесторы, проявившие интерес к «Ратмиру», также намерены развивать гамму продуктов «Настенька» — традиционную продукцию «Ратмира», выводя ее в разряд общероссийских. Это закономерно — инвесторов, приходящих на тверской рынок, интересует не региональный, а федеральный уровень.
Алексей БАБ, Афанасий-Биржа

Также в разделе

Комментарии (0)

Старт активных продаж

Подключайтесь к базе
Подробнее